Другие проекты

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

Ну наконец то дошли руки до других проектов и не только моих. Тексты будут от первого лица, так, как их изложил сам конструктор. Думаю, что это будет справедливо. Итак.
Конструктор: Гонтарь Владимир Александрович
История создания планера ЛАК-16 с двумя моторами от бензопил Урал-2ТЭ
В 1986г. мне исполнилось 60 лет и я ушел на пенсию, так как конструкторы оказались первые никому не нужны на разваливающихся производствах. Встал вопрос : что делать дальше, чем заняться? В это время мне предложили пролететь на планере Лак-16 в юношеской планерной школе. Второй раз в кабину я не сел и сказал, что сяду только если сзади будет мотор с винтом. Мне предложили заняться этой проблемой, она назрела.
В свое время великий летчик В.П.Чкалов сказал: -с тех пор как на самолете появился гальюн, небо перестало быть уделом смелых и сильных… . 90-е годы выдвинули новую проблему: - с тех пор как топливо стало товаром ,небо для пенсионеров и пионеров оказалось закрытым. Богатые же себе могут позволить и Боинг. Подтверждением стала Литва, наиболее продвинутая по самодельным летательным аппаратам из бывших Советских республик. Самодельные СЛА из за стоимости топлива при расходах лодочных моторов в 17-25 л\ч оказались на приколе. Там полетели богатые на Цесснах .
Изучив проблему , я решил строить свой СЛА на основе крыльев, использовав для них закрылки самолета Ан-2 и установив 12-сильный мотор Ридель от пускача самолета Ме-262. Но будучи проездом во ФЛА Санкт-Петербурга, где главный инженер ФЛА Г.А. Николаев посоветовал не строить полностью свой самолет ,а использовать серийный планер литовского завода в г. Пренай Лак-16 и установить на него серийный двигатель или два.. Тогда получение сертификата летной годности не составит больших проблем. Я пошел по этому пути. Встал вопрос о выборе двигателя.
Надвигается 100-летие практической авиации, когда братья Райт поставили на планер мотор в 12л\с , два пропеллера и полетели . 12л\с я получил с двух моторов от бензопил Урал-2ТЭ в 1998г и за 6 месяцев установил на планер ЛАК-16. Причем из 10 желающих приобрести планер вскладчину, когда дело дошло до денег –осталось 2 человека. Старейший летчик – инструктор планерист Коноплев В.П. и я – Гонтарь В.А., старейший авиамоделист и конструктор- профессионал , судостроитель . Дуэт оказался удачным и дело пошло. Прототипами оказались и мечта О.К. Антонова о самолетике в 16л\с , и Кри-Кри Коломбана в 14л\с в первых вариантах. Так как двигатели созидались из отработавших свой ресурс двигателей бензопил , они принесли массу огорчений , но зато были выявлены все пороки и возможности этих моторов, а они немалые. Первоначально тягу получили 20 – 23 кгс. Обороты двигателей максимальные с винтами Д=750-800 мм составили 4500-5000 об\мин. До кондиционных они не дотягивали 1000-1500 об\мин. Но испытания решено было начать с ними.
Первые пробежки выполняли военные летчики – истребители 1-го класса. Результат – единственная канава между стыками плит на аэродроме оказалась ими не забыта и они влетели в нее . Результат- оторванная лопасть одного винта и лопнувшее крепление – хомут двигателя.
На смущение летчиков я ответил: - ребята, я без претензий к вам, вы провели самое дорогое для меня испытание - испытание на удар! Теперь я , подкрепив где надо, уже сам не буду бояться садиться в кабину. После ремонта первый отрыв от взлетной полосы с моторами я произвел 28 ноября 2000г. В промежутке между отрывом и подлетом Коноплев В.П. произвел взлет за лебедкой с неработающими моторами. Планирование и посадка не отличались от остальных планеров Лак-16М, которыми располагает планерная школа. Взлет и посадка в моторном варианте оказались не сложны и принесли истинное удовлетворение. После отрыва скорость резко нарастает. На этом первый этап летно- конструкторских испытаний (ЛКИ) закончился.
Расход топлива- 5л\ч. или 3$ \ч . То есть поставленная задача может реализована. Дальше предстоит установка приборов, форсирование двигателей : перевод с бензина Аи-76 на Аи-95 и подбор винтов под форсированные двигатели. После чего можно приступать ко второму этапу ЛКИ с устранением замечаний 1-го и 2-го вида ЛКИ.
Гонтарь Владимир Александрович
236006 , г Калининград ,ул. Генерала Буткова , д. 6а ,кв. 2.
Т . 0112-34-00-14.


?????